Концепция tabula rasa («чистого листа»), предложенная Джоном Локком, оказала влияние на развитие психологии и педагогики, в частности, способствовала формированию взгляда на роль воспитания в формировании личности. 13
Локк считал, что от рождения большинство людей одинаково стремятся к счастью и наделены разумом и способностями, а последующие различия между ними определяются по преимуществу различием жизненных условий и воспитания. 3 Последователи Локка отрицали, что врождённые факторы могут внести существенный вклад в интеллектуальное и нравственное развитие. 3
Для своего времени это была прогрессивная теория, позволявшая усомниться в справедливости сословных различий. 3
Кроме того, концепция tabula rasa повлияла на развитие гуманистической педагогики, которая возникла в конце 50-х — начале 60-х годов ХХ века в США и выступила педагогическим воплощением идей гуманистической психологии. 3 В центре внимания этого направления — уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. 3