Некоторые инструменты, которые используют психологи, чтобы разговорить сложного пациента:
- Активное слушание. 14 Психолог внимательно слушает клиента, старается понять его проблему и проникнуться ей. 4 Вместе с этим он стимулирует клиента продолжить рассказ и направляет ход беседы. 4
- Безмолвное слушание. 4 Психолог внимательно слушает клиента и старается понять его историю, но даёт минимум обратной связи. 4 Это побуждает клиента к осмыслению сказанного, продолжению монолога, помогает расслабиться и выговориться. 4
- Информационная обратная связь. 4 Психолог обобщает, перефразирует и повторяет слова клиента. 4 Это помогает специалисту убедиться в том, что он правильно понял рассказ, а клиенту — в том, что его услышали и поняли. 4
- Альтернативные вопросы. 4 Психолог предлагает клиенту выбрать из двух или более вариантов. 4 Например: «Так вам было страшно или обидно?». 4
- Мягкое интервью. 4 Вместо вопросов психолог использует невопросительные формулировки. 4 Например: «Расскажите о…», «Поделитесь, пожалуйста, вашими чувствами в этой ситуации», «Давайте поговорим о…», «Я хотел бы узнать больше о…». 4
- Игровое моделирование. 4 Психолог предлагает изобразить ситуацию. 4 Например, семейный консультант предлагает клиентам поменяться ролями: муж копирует поведение, речь, мимику, положение тела жены, а она — его поведение, речь и невербальные сигналы. 4 Затем психолог может спросить: «Вы побывали на месте друг друга. Что чувствуете? Как это откликается вам?». 4 Техника помогает клиентам увидеть себя со стороны и понять чувства другого. 4
Выбор инструментов зависит от конкретной ситуации и предпочтений психолога.