Для развития эмоционального интеллекта у дошкольников в рамках социально-коммуникативного развития можно использовать различные методы и приёмы, например:
- Учить ребёнка проговаривать, что именно ему не нравится. 1 Взрослый называет предполагаемую в данной ситуации эмоцию и предлагает приемлемый способ её выражения. 1
- Делиться с ребёнком своими переживаниями, называть их, объяснять причину. 1 Видя такую модель поведения, ребёнок учится понимать своё эмоциональное состояние и какие причины его вызвали, называть эмоцию и адекватно выражать её. 1
- Читать сказки и обсуждать прочитанное. 1 Например, что случилось с зайчиком, как ему можно помочь. 1
- Играть в сюжетно-ролевые игры, воспитывающие сочувствие и эмпатию, проигрывать ситуации из жизни, а потом устраивать обсуждение. 1
- Рассматривать свои лица в зеркале и пробовать изображать различные эмоциональные переживания, а затем называть их. 1
- Играть с детьми в «Угадай эмоцию». 1 Взрослый изображает какую-либо эмоцию с помощью мимики, ребёнок (или группа детей) угадывает её, потом участники меняются ролями. 1
- Обсуждать, на что похоже настроение в данный момент, какого цвета настроение. 1
- Рисовать смайлики или выкладывать их из геометрических фигур и счётных палочек, делать аппликации лиц — радостных, грустных, сердитых, испуганных и других. 1
- Обсуждать, как выглядит та или иная эмоция, как она проявляется в мимике и жестах. 1
Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах. 3