Некоторые виды наблюдения, используемые в психолого-педагогических исследованиях:
- По степени охвата. 1 Сплошное наблюдение, при котором внимание исследователя обращено на большую группу, и выборочное, когда наблюдение ведётся за отдельным наблюдаемым. 1
- По регулярности проведения. 1 Систематическое наблюдение, характеризующееся регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определённого периода времени, и случайное наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, педагогической ситуации. 1
- По использованию средств наблюдения. 2 Непосредственное наблюдение, при котором исследователь не использует специальных и дополнительных средств, и опосредованное, когда в процессе наблюдения используются технические средства (аудио-, видео-, фотоаппаратура и т. д.). 5
- По способу хронологической организации. 2 Лонгитюдное наблюдение, которое проводится в течение ряда лет и предполагает постоянный контакт исследователя и объекта изучения. 2 Периодическое наблюдение, проводимое в течение определённых, точно заданных промежутков времени. 2 Единичные, или однократные, наблюдения, как правило, представленные в виде описания отдельного случая. 2
- По степени включённости. 5 Включённые наблюдения, когда исследователь является членом группы, в котором проводится наблюдение, и невключённые, когда исследователь не является участником группы и не оказывает влияние на происходящие события. 5
- По форме взаимоотношений исследователя и испытуемых. 5 Открытые наблюдения, когда испытуемые знают о том, что ведётся наблюдение, и скрытые, когда наблюдение проводится тайно. 5