Некоторые теории развития способностей у детей, которые существуют в современной психологии:
- Теория множественного интеллекта Г. Гарднера. 1 Учёный считал, что существует как минимум 6 видов интеллекта: лингвистический, музыкальный, логико-математический, пространственный, телесно-кинестетический и личностные. 1
- Концепция человеческого потенциала Дж. Рензулли. 3 Согласно ей, одарённость представляет собой сочетание трёх характеристик: интеллектуальных способностей, творчества и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). 3
- Динамическая концепция одарённости Ю. Д. Бабаевой. 12 Модель базируется на трёх принципах: социальной обусловленности развития, перспективы будущего, компенсации. 1
- Структурно-динамическая теория интеллекта Д. В. Ушакова. 1 Согласно ей, интеллект — это совокупность прижизненно формируемых функциональных систем. 1
- Концепция детской одарённости и развития способностей Н. С. Лейтеса. 12 Учёный предлагал рассматривать умственную одарённость сквозь призму возрастного развития, выделял три основных признака одарённости в годы школьного детства: повышенная восприимчивость к учению, быстрый темп продвижения, творческие проявления. 1
- Теория творческой одарённости Э. П. Торренса. 1 Учёный считал, что в творческой деятельности успешны, как правило, не дети с высокой успеваемостью и не те, кто имеет высокий коэффициент интеллекта (IQ). 1
- Теория множественного интеллекта А. М. Матюшкина. 1 Автор подчёркивал, что в основе одарённости лежит не интеллект, а творческий потенциал, считая, что умственное — это надстройка. 1