В профессиональной коммуникации эффективны, например, такие техники рефлексивного слушания:
- Перефразирование. 24 Это формулировка мысли партнёра своими словами, возвращение говорящему сути его сообщения, чтобы он оценил, правильно ли его поняли. 2 Цель приёма — показать собеседнику, что он услышан и понят. 2
- Резюмирование. 24 Подведение итога услышанного, что даёт понять говорящему, что его основные мысли поняты и восприняты. 4 Эта техника полезна, когда собеседник «ходит по кругу», возвращается к уже сказанному. 15
- Прояснение. 15 Это обращение к говорящему за уточнениями, чтобы слушающий точнее понял, о чём идёт речь. 15 Если предыдущие техники рефлексивного слушания не привели к ясному пониманию, можно попросить говорящего разъяснить непонятное в его рассказе, привести примеры или остановиться на чём-то подробнее. 1
В деловом общении важно сочетание нерефлексивного и рефлексивного слушания. 4