Некоторые техники активной защиты, которые можно применять в деловом общении:
- Встречная психологическая атака. 12 Включает резкие критические замечания, оценки, осуждение, насмешки по отношению к действиям манипулятора. 12 Это дестабилизирует его психику и вынуждает затрачивать ресурсы на защиту собственных личностных структур. 12
- Преобразование сигналов манипулятора в своих интересах. 12 Вербальные и невербальные сигналы манипулятора намеренно трансформируются по смыслу и используются в решении деловой проблемы. 12
- Обратное обвинение. 3 Когда манипулятор пытается переложить вину, можно задать уточняющие вопросы, например: «Почему ты думаешь, что это моя ответственность?». 3
- Ирония и юмор. 3 Манипулятор рассчитывает на серьёзные реакции, неожиданный юмор или ироничная реакция могут вывести его из равновесия. 3
- Зеркальное поведение. 3 Использование тех же методов, что и манипулятор, помогает ему увидеть абсурдность своей тактики и часто приводит к тому, что он теряет интерес к манипуляции. 3
Активная защита, как правило, не применяется в ситуациях, когда собеседник находится в зависимости от манипулятора, поскольку направлена на разоблачение его целей. 1