Некоторые виды наблюдения за детьми:
По условиям и целям: moluch.ru
- Систематическое наблюдение. moluch.ru Проводится по заранее разработанному плану изучения объекта в течение определённого времени. moluch.ru Такой вид наблюдения используют, например, в период адаптации ребёнка. moluch.ru
- Несистематическое наблюдение. moluch.ru При таком типе наблюдения важно не зафиксировать причинные зависимости и строго описать явление, а создать обобщённую картину поведения индивида или группы в определённых условиях. moluch.ru
По объекту: moluch.ru
- Сплошное наблюдение. moluch.ru Охватывает одновременно многие стороны поведения ребёнка. moluch.ru Его задача — описать общую картину поведения. moluch.ru
- Выборочное наблюдение. moluch.ru Фиксирует какую-либо одну сторону поведения, определяемую заранее. moluch.ru Например, проявление эмоций у ребёнка, волевых усилий. moluch.ru
По степени включённости наблюдателя: moluch.ru
- Скрытое (стороннее) наблюдение. moluch.ru Осуществляется лицом, не участвующим непосредственно в педагогическом процессе. moluch.ru С помощью такого наблюдения можно определить модель общения ребёнка с родителями. moluch.ru
- Включённое наблюдение. moluch.ru nsportal.ru Осуществляется тем, кто принимает активное участие в нём, например, воспитателем в процессе совместной деятельности. moluch.ru
По продолжительности: moluch.ru
- Одноразовое (срезовое). moluch.ru Проводится единовременно. moluch.ru С помощью такого наблюдения педагог обычно сравнивает поведение разных детей в одних и тех же ситуациях. moluch.ru
- Длительное наблюдение. moluch.ru Продолжается долгое время (несколько лет) и осуществляется за одними и теми же детьми. moluch.ru При этом педагог сравнивает разные этапы в развитии одного ребёнка. moluch.ru