В психологии и педагогике существуют разные классификации игр. Например, Д. Б. Эльконин выделил следующие виды игр для детей: infourok.ru
- Игра-развлечение. infourok.ru В такой игре полностью отсутствует сюжет, её цель — развлечь участников. infourok.ru
- Игра-упражнение. infourok.ru В игре отсутствуют сюжет, но преобладают физические действия, при этом одно и то же действие повторяется несколько раз. infourok.ru
- Сюжетная игра. infourok.ru Есть игровые действия и воображаемая ситуация, хотя ещё в зачаточной форме. infourok.ru
- Процессуально-подражательная игра. infourok.ru Воспроизведение действий или ситуаций, которые ребёнок наблюдает в настоящий момент. infourok.ru
П. Ф. Каптерев выделил виды игр, основанные на деятельности участников: infourok.ru
- Подвижные игры. infourok.ru Они приобретают значительное влияние лишь в том случае, когда становятся строго общественными и совершаются при соблюдении надлежащих правил. infourok.ru
- Подражательные игры. infourok.ru Отражение окружающей ребёнка действительности в игровой деятельности. infourok.ru
- Игры с преобладающим познавательным характером. infourok.ru Это вид игр, имеющий преимущественное отношение к умственной деятельности ребёнка. infourok.ru
- Игры с преобладающим художественным элементом. infourok.ru Существенная особенность этих игр заключается в художественной иллюзии, которая обусловлена колебанием между действительностью и выдумкой. infourok.ru
С. Л. Новосёлова разработала классификацию, в основе которой лежит категория «инициативы», исходящей от субъектов игры: www.prodlenka.org
- Игры, возникающие по инициативе самих детей. www.prodlenka.org К ним относятся самодеятельные игры-экспериментирования с природными объектами и явлениями, животными, людьми, игрушками и другими предметами и самодеятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и театрализованные). www.prodlenka.org
- Игры, возникающие по инициативе взрослого. www.prodlenka.org К ним относятся обучающие и досуговые игры. www.prodlenka.org
- Традиционные или народные игры, возникшие в глубинах этноса. www.prodlenka.org
Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко классифицируют игры по признаку свободы действий: творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссёрские) и игры с правилами (игры на физическую компетенцию, на умственную компетенцию, игры на удачу). nsportal.ru