В психологии и педагогике существуют разные классификации игр. Например, Д. Б. Эльконин выделил следующие виды игр для детей: 1
- Игра-развлечение. 1 В такой игре полностью отсутствует сюжет, её цель — развлечь участников. 1
- Игра-упражнение. 1 В игре отсутствуют сюжет, но преобладают физические действия, при этом одно и то же действие повторяется несколько раз. 1
- Сюжетная игра. 1 Есть игровые действия и воображаемая ситуация, хотя ещё в зачаточной форме. 1
- Процессуально-подражательная игра. 1 Воспроизведение действий или ситуаций, которые ребёнок наблюдает в настоящий момент. 1
П. Ф. Каптерев выделил виды игр, основанные на деятельности участников: 1
- Подвижные игры. 1 Они приобретают значительное влияние лишь в том случае, когда становятся строго общественными и совершаются при соблюдении надлежащих правил. 1
- Подражательные игры. 1 Отражение окружающей ребёнка действительности в игровой деятельности. 1
- Игры с преобладающим познавательным характером. 1 Это вид игр, имеющий преимущественное отношение к умственной деятельности ребёнка. 1
- Игры с преобладающим художественным элементом. 1 Существенная особенность этих игр заключается в художественной иллюзии, которая обусловлена колебанием между действительностью и выдумкой. 1
С. Л. Новосёлова разработала классификацию, в основе которой лежит категория «инициативы», исходящей от субъектов игры: 2
- Игры, возникающие по инициативе самих детей. 2 К ним относятся самодеятельные игры-экспериментирования с природными объектами и явлениями, животными, людьми, игрушками и другими предметами и самодеятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и театрализованные). 2
- Игры, возникающие по инициативе взрослого. 2 К ним относятся обучающие и досуговые игры. 2
- Традиционные или народные игры, возникшие в глубинах этноса. 2
Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко классифицируют игры по признаку свободы действий: творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссёрские) и игры с правилами (игры на физическую компетенцию, на умственную компетенцию, игры на удачу). 3