Некоторые виды бесед и ситуации, в которых их следует применять:
Вводная (подготовительная) беседа. 1 Проводится перед началом учебной работы. 1 Её цель — выяснить, правильно ли ученики поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать. 1
Беседа-сообщение (объяснительная). 1 Бывает катехизической (вопросно-ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов), сократической (мягкой, почтительной со стороны ученика, но допускающей сомнения и возражения) и эвристической (ставящей ученика перед проблемами и требующей собственных ответов на поставленные учителем вопросы). 1
Синтезирующие, итоговые, или закрепляющие беседы. 1 Служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у школьников знаний. 1
Контрольно-коррекционная (проверочная) беседа. 1 Применяется в диагностических целях, а также тогда, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у учеников знания. 1
Стандартизированная беседа. 2 Основывается на применении жёсткой стратегии и тактики. 2 Не применяется при первой встрече с опрашиваемым. 2 Возможность использования возникает после установления между психологом и опрашиваемым доверительных отношений, а также в случае, когда проблема не представляется особенно серьёзной. 2
Частично стандартизированная беседа. 2 Программа и стратегия жёсткие, а вот тактика более свободная. 2 Применяется на этапе, когда доверительные отношения уже установлены, а проблема не представляется сложной. 2
Свободная беседа. 2 Не предполагает наличия ограничений в тактике, стратегии и программе. 2 Заранее не ограниченный круг вопросов позволяет получить больше данных от опрашиваемого, установить с ним эмоциональную связь. 2 Доступен этот тип беседы только опытным, профессионально зрелым психологам. 2
Введение в ситуацию эксперимента. 3 Этот вид чаще всего используется для лабораторного исследования. 3 Основная цель — установление контакта с испытуемым и создание мотивации для участия в эксперименте. 3
Экспериментальная беседа. 3 Необходима для проверки исследовательских гипотез и имеет строго определённую тематику. 3
Диагностическое интервью. 3 Цель — получение разнообразных данных о свойствах личности и особенностях психического развития. 3
Психотерапевтическая беседа. 3 Это самый сложный вид беседы, который используется для оказания психологической помощи. 3 Психолог помогает человеку осознать внутренние проблемы, восстановить внутреннюю цельность «Я». 3