Некоторые способы защиты от манипуляций в переговорах:
- Уверенность и решительность. 1 Противостоять манипуляциям помогает способность сказать «нет», однозначно высказывать свою точку зрения, открыто признавать неправоту. 1
- Непредсказуемость. 1 Когда партнёра по деловой коммуникации трудно просчитать, это делает его неуязвимым. 1
- Защита «Расставим точки над i». 1 В этом случае участник переговоров открыто сообщает о том, что его беспокоит, или просит разъяснения со стороны манипулятора. 1 Основная задача такого вида защиты — сделать тайное намерение манипулятора явным. 1
- Психологическая самооборона. 1 Предполагает перевод диалога в рациональное русло, концентрацию на точности и достоверности информации обеих сторон, поиск общего смыслового поля. 1
- Тщательная подготовка к переговорам. 4 Необходимо разрабатывать различные сценарии, собирать информацию о сторонах переговоров. 4
- Умение стоять на своём. 4 Если манипулятор начинает переходить на личности, шутить или уходить от темы, стоит прервать его и задать вопросы, чтобы уточнить, что он имеет в виду. 4 Формулировать вопросы нужно таким образом, чтобы на них нельзя было ответить «да» или «нет». 4
- Знание своих слабых мест. 4 Необходимо готовиться к встрече, разрабатывать различные сценарии, собирать информацию о сторонах переговоров. 4
Способы противостоять манипуляциям зависят от того, как именно на человека пытаются воздействовать. 5