Некоторые методы диагностики нарушений психического развития у людей с нарушениями слуха:
- Наблюдение. 13 Основной метод изучения детей с нарушениями слуха в младенчестве и раннем детстве. 1 Позволяет проследить особенности общения и поведения ребёнка в непосредственной обстановке. 3
- Метод поперечных срезов. 3 Предполагает анализ продуктов деятельности ребёнка и определение актуального уровня его развития. 3
- Лонгитиюдный метод. 3 Предполагает длительное, систематическое наблюдение за развитием ребёнка. 3
- Тесты. 13 Используются для диагностики количественных, индивидуально-психологических различий. 3 Для людей с нарушениями слуха создаются специальные шкалы действия, которые включают решение головоломок, составление узоров и другие задания. 15
- Метод беседы. 3 Позволяет выяснить, насколько ребёнок владеет устной речью, его лексический запас, возможности построения фраз и предложений. 3 Также в процессе беседы психолог может выяснить основные интересы и предпочтения ребёнка, что позволит мотивировать его на дальнейшую работу. 3
- Анализ продуктов деятельности. 7 Изучению подвергаются разные материальные или материализованные результаты различных видов деятельности — рисунки, поделки, аппликации, конструкции, изделия, изготовленные в процессе труда, письменные работы, сочинения. 7
Некоторые методы психологической коррекции нарушений психического развития у людей с нарушениями слуха:
- Использование игровых технологий. 2 В большинстве случаев психокоррекционная работа для детей с нарушениями слуховой функции организовывается с использованием игровых технологий, организации свободного общения. 2
- Применение логопедической ритмики. 2 В основе коррекционной системы лежат речевые упражнения, упражнения, регулирующие мышечный тонус, внимание, дыхание, а также упражнения на развитие слуха. 2
- Использование специальных средств коммуникации. 2 При работе со слабослышащими и глухими детьми важно использовать различные средства коммуникации: устную и письменную речь, дактилологию, жестовую речь, считывание с губ. 2
- Применение специальных методик, совмещающих жестовый язык и звуковую речь. 2
- Использование поведенческих техник, игровой терапии, арт-терапии, семейной терапии. 4