В современной лингвистике существуют разнообразные подходы к определению стратегий речевого взаимодействия. 1 Некоторые из них:
- Конфронтационные стратегии. 1 Используются в ситуациях, когда говорящий сознательно идёт на конфликт. 1 К таким стратегиям относятся, например, дискредитация, призыв и угроза. 1
- Неконфронтационные или кооперативные стратегии. 1 Предполагают достижение говорящим собственной цели при условии сохранения баланса интересов обеих сторон, участвующих в коммуникации. 1 Такие стратегии ориентированы на поиск компромисса и характеризуются использованием более «мягких» приёмов и тактик. 1
- Стратегии, предложенные Б. ван Рулером. 2 К ним относятся стратегия информирования, согласия, диалога и убеждения. 2 Стратегия информирования применяется при составлении сообщений для прессы, стратегия согласия — при затруднительных отношениях между собеседниками, стратегия диалога — при коммуникации со значимыми личностями, стратегия убеждения — для рекламной компании. 2
- Стратегии, выделенные О. С. Иссерс. 4 К основным стратегиям относятся информирование, подчинение, дискредитация и другие. 4 В группу вспомогательных стратегий входят прагматические (формирование имиджа и эмоционального настроя), риторические (используемые для привлечения внимания и для драматизации), диалоговые (используемые для осуществления контроля над темой, контроля над инициативой). 4
- Стратегии, выделенные О. В. Крутушкиной. 4 К ним относятся стратегии презентации, манипуляции и конвенции. 4
В каждой ситуации общения используется своя стратегия. 5 Она реализуется в речевых тактиках — речевых приёмах, позволяющих достичь поставленных целей в конкретной ситуации. 5