Некоторые речевые стратегии, которые могут применяться в ходе коммуникации:
- Информирование. 3 Цель — дать оценку положению вещей. 3
- Убеждение. 3 Апелляция к разуму. 3
- Внушение. 3 Использование чувств. 3
- Побуждение. 3 Мотивация собеседника. 3
Некоторые речевые приёмы, которые используются в рамках стратегий:
- Обобщение. 3 Цель — подтвердить общее мнение, показать, что приведённая информация не случайная. 3
- Приведение примера. 3 Цель — показать, что общее мнение основано на определённых фактах (опыте). 3
- Усиление. 3 Формула, дающая лучший или более эффективный контроль над вниманием слушателя. 3
- Очевидные уступки. 3 Демонстрируют реальную или воображаемую терпимость и сочувствие, являются частью положительной самопрезентации. 3
- Повтор. 3 Привлечение внимания, структурирование информации, подчёркивание оценок или тем. 3
- Контраст. 3 Подчёркивание положительных и отрицательных оценок людей, их действий или свойств. 3
- Смягчение. 3 Поддерживает стратегию самопрезентации, демонстрируя понимание и терпимость. 3
- Сдвиг. 3 Типичен для положительной самопрезентации. 3
- Уклонение. 3 Уклонение от разговора или от темы о других группах. 3
Речевые стратегии могут быть конфронтационными (используются в ситуациях, когда говорящий сознательно идёт на конфликт) и неконфронтационными (ориентированы на поиск компромисса). 1