Некоторые психологические теории, которые лежат в основе создания и распространения вирусных мемов:
- Теория меметики. 14 Её создатель, британский биолог Ричард Докинз, считал, что мемы — это структуры в нервной системе, которые передаются от человека к человеку по причине их психологической привлекательности. 1
- Теория вирусной природы мемов. 3 Многие исследователи, в том числе Докинз, настаивали на аналогии мемов с вирусами. 3 По их мнению, одного «заражённого» идеей человека достаточно для того, чтобы мем за короткое время передался окружающим. 3
- Теория эмоционального влияния мемов. 2 Исследования показывают, что мемы с положительными эмоциями, такими как смех или радость, имеют значительно больше шансов стать вирусными, чем те, которые вызывают негативные эмоции. 2
- Теория коллективной идентичности и признания. 2 Согласно исследованию Гарвардского университета, интернет-мемы способствуют формированию коллективной идентичности у пользователей. 2
- Теория быстрого и лёгкого усвоения информации. 2 Психологические исследования показывают, что люди воспринимают информацию, представленную в визуальной форме, гораздо быстрее и легче, чем текстовую информацию. 2
- Теория потребности в выражении иронии. 2 Мемы, использующие иронию, активно пользуются успехом в онлайн-сообществах. 2