Некоторые психологические различия между адресантом и адресатом, которые влияют на эффективность коммуникации:
- Речевая компетенция и фоновые знания. 4 Они могут не совпадать у обоих участников общения. 4 Это приводит к тому, что смысл высказывания говорящего не соответствует тому, что приписывает ему адресат. 4
- Эмоционально-оценочная позиция. 12 Адресант может грамотно использовать эмоции, чтобы изменить установки и представления адресата. 12 Например, эмоции страха, вины, опасности, сочувствия, радости и другие формируют психологическую готовность к принятию информации. 12
- Понятийное поле. 4 У адресата понятия могут группироваться непривычным для адресанта образом, а предмет разговора может вообще отсутствовать в системе представлений адресата. 4
- Статус адресата. 1 Адресант должен учитывать многие составляющие статуса адресата: возрастные, гендерные, культурно-образовательные, профессиональные. 1
Чем ближе параметры участников речевого общения, тем легче им общаться. 3 Успешная коммуникация строится на том, что адресант предусматривает возможное восприятие или реакцию получателя, организуя вступительный этап речевого взаимодействия. 3