Некоторые психологические различия между адресантом и адресатом, которые влияют на эффективность коммуникации:
- Речевая компетенция и фоновые знания. libweb.kpfu.ru Они могут не совпадать у обоих участников общения. libweb.kpfu.ru Это приводит к тому, что смысл высказывания говорящего не соответствует тому, что приписывает ему адресат. libweb.kpfu.ru
- Эмоционально-оценочная позиция. cyberleninka.ru sn-philol.cfuv.ru Адресант может грамотно использовать эмоции, чтобы изменить установки и представления адресата. cyberleninka.ru sn-philol.cfuv.ru Например, эмоции страха, вины, опасности, сочувствия, радости и другие формируют психологическую готовность к принятию информации. cyberleninka.ru sn-philol.cfuv.ru
- Понятийное поле. libweb.kpfu.ru У адресата понятия могут группироваться непривычным для адресанта образом, а предмет разговора может вообще отсутствовать в системе представлений адресата. libweb.kpfu.ru
- Статус адресата. cyberleninka.ru Адресант должен учитывать многие составляющие статуса адресата: возрастные, гендерные, культурно-образовательные, профессиональные. cyberleninka.ru
Чем ближе параметры участников речевого общения, тем легче им общаться. phsreda.com Успешная коммуникация строится на том, что адресант предусматривает возможное восприятие или реакцию получателя, организуя вступительный этап речевого взаимодействия. phsreda.com