Несколько психологических приёмов, которые помогают удержать внимание аудитории во время лекции или мастер-класса:
- Эффектное начало и завершение. 1 Информация запоминается лучше в начале и конце выступления. 1 Можно начать с яркой истории или озадачить аудиторию риторическим вопросом. 1 Для яркого завершения лекции можно воспользоваться «правилом трёх»: три слова, три идеи, три вывода, три вопроса. 1
- Чередование каналов восприятия информации. 1 Регулярная смена ведущих каналов позволяет избегать отвлечения, вызванного утомлением и снижением остроты внимания. 1 Можно использовать раздаточные материалы, чтобы слушатели щупали страницы или листали иллюстрации. 1
- Использование точек контроля. 1 Промежуточные тесты и задания помогут проверить, насколько запомнилась информация. 1
- Осознанные паузы. 1 Во время пауз слушатель переосмысливает услышанное. 4 Это могут быть смена темы, шутка, приглашение размяться. 1
- Эмоциональные паузы и юмористические вставки. 1 Умение рассмешить даже самых серьёзных слушателей поможет завоевать их внимание. 1
- Неожиданные примеры. 1 Стоит запастись несколькими красочными иллюстрациями и аналогами классических примеров, желательно из понятных и эмоционально близких аудитории отраслей и тем. 1
- Интерактивный диалог. 3 Аудиторию нужно вовлекать в диалог, делать её активными слушателями. 3 Можно задавать вопросы, давать возможность самостоятельно закончить мысль оратора, выдвигать гипотезы и идеи, просить установить закономерности и логические связи. 3