Некоторые психологические приёмы, которые помогают сохранить личную этическую защиту:
- Вопрос на воспроизведение. 24 Человек просит повторить слова или действия, которые будто бы показались ему непонятными. 4 Например: «Прости, я не понял, что ты хотел сказать», «Не мог бы ты повторить, я не расслышал». 4
- Вопрос об адресате. 4 Человек изображает непонимание сказанного. 4 Смысл приёма в заявлении невозможности той формы общения, которую пытается навязать собеседник. 4 Пример: «Это вы мне сказали?» и дополнение вопроса мимикой недоумения и жестом, кому было адресовано подобное обращение. 4
- Окультуренное воспроизведение. 24 Человек демонстрирует культурную форму общения. 4 Пример: «Если я правильно вас понял…» и добавление того, что сказал или сделал бы собеседник, но в другой более корректной поведенческой форме. 4
- Ссылка на личностные особенности. 4 Человек отстаивает свои качества, например: «Я не привык к такому обращению», «Я не могу продолжать разговор в таком тоне». 4
- Оправдание поведения. 24 Человек расценивает поступок в позитивном смысле, подчёркивает признание достоинств собеседника. 24 Примеры фраз: «Вероятно, ты хотел», «Наверное ты думал» и другие. 4
- Проявление доброжелательности. 4 Человек делает вид, что пренебрегает произошедшим и делает это в шутливой форме. 4 Примеры: «Как хорошо, что вы напомнили мне», «Если бы не вы, я бы совсем забыл». 4
- Великодушное прощение. 24 Внешне выглядит как разрешение недостойного поведения или обращения с человеком, но на самом деле запрещает подобные проявления. 2 Примеры: «Если вам так хочется», «Если только так вы и умеете, то пусть будет так». 4
- Сопоставление достоинств партнёра с его поведением. 4 Человек возносит личность собеседника, например: «Вы такой… (положительное качество), а… повели себя». 4 Фраза остаётся недосказанной, собеседник сам её мысленно заканчивает, и, как правило, ему становится стыдно. 4