Несколько психологических приёмов, которые помогают смягчить критику и сохранить конструктивный диалог:
- Взять паузу и успокоиться. 14 Это поможет избежать необдуманных эмоциональных вспышек. 1
- Выслушать критика спокойно и сосредоточенно. 1 Важно поставить себя на место другого человека и не пытаться перебивать или защищаться. 1
- Запрашивать разъяснения, если что-то не ясно. 1 Нужно повторить услышанное своими словами, чтобы убедиться, что всё правильно понял. 1
- Признать правоту оппонента. 3 Можно сказать, что учтёте его замечание и подумаете, как скорректировать работу. 3
- Перефразировать слова собеседника. 3 Это покажет, что человек слышит оппонента и внимательно следит за его мыслью. 3
- Контролировать эмоции. 1 Важно не позволять негативным эмоциям брать верх. 1
- Не принимать критику слишком близко к сердцу. 1 Можно настроить себя на то, что любая критика несёт в себе возможность для роста. 1
- Искать разумное. 4 Нужно понять, что в словах собеседника, скорее всего, есть зерно мудрых мыслей, которое нужно выделить. 4
- Соглашаться с частью слов оппонента. 5 Это поможет расположить к себе человека и перевести диалог из потенциально-конфликтной ситуации в полезный обмен мнениями. 5
Если критика вызывает сильные эмоции и мешает нормальной жизни, стоит обратиться за помощью к специалисту, например, к психологу или психоаналитику. 4