Некоторые психологические приёмы, которые могут использоваться в деловом общении для выявления подвохов:
- Использование непонятных слов и терминов. 13 Этот приём может вызвать впечатление значимости обсуждаемого вопроса, весомости доводов, высокого уровня профессионализма и компетентности оппонента. 13
- Контрвопросы. 12 К ним прибегают, когда оппонент не находит контраргумента или хочет избежать ответа на прямо поставленный вопрос. 1 Так пытаются снизить весомость аргументов собеседника и уйти от ответа. 12
- Быстрый темп речи. 12 Поток мыслей сбивает собеседника с толку и вызывает у него дискомфорт. 12
- Отсылка к «высшим интересам» без их расшифровки. 2 Собеседнику могут намекнуть, что если он будет несговорчив в споре, то это может затронуть интересы тех, кого нежелательно расстраивать. 2
- Повторение. 2 С помощью этого приёма пытаются приучить оппонента к какой-либо мысли. 2 Затем, после неоднократного повторения, это утверждение объявляют очевидным. 2
- Ложный стыд. 2 Против оппонента используют ложный довод, который он способен принять без особых возражений. 2
- Демонстрация обиды. 23 Высказывание типа «Вы за кого нас принимаете?» демонстрирует партнёру, что противоположная сторона не может продолжать дискуссию, так как испытывает чувство неудовлетворённости и обиды. 23
- Кажущаяся невнимательность. 12 Собеседник как бы случайно упускает, «забывает» неудобные для себя детали и доводы оппонента. 12