Некоторые психологические приёмы, которые используются в обучении скоростному чтению:
- Тренировка осознанности и внимания. 1 Нужно уметь концентрироваться на задаче и не отвлекаться. 1 Для этого можно чаще задавать себе вопросы: что сейчас видно, слышно, чувствуется. 1
- Закрытие верхних строк. 1 Это научит не возвращаться к уже прочитанному. 1
- Отказ от проговаривания слов. 1 При мысленном проговаривании скорость чтения будет такой же, как и при устном разговоре. 1 Исключение — если читается литература на иностранном языке и для понимания текста необходимо проговаривать про себя синхронный перевод. 1
- Ритм Жинкина. 1 Упражнение для блокировки внутреннего произношения: в момент чтения нужно выстукивать определённый ритм, который не соответствует ритму внутренней речи и мелодичности языка. 1 Движение руками будет мешать мозгу проговаривать слова в уме. 1
- Чтение наоборот. 25 Упражнение развивает способность концентрировать внимание на тексте. 5 Нужно взять любой текст и прочитать его наоборот — справа налево. 2
- Тренировка по таблице Шульте. 25 Она помогает расширять границы периферийного зрения и захватывать больше информации с каждой страницы текста. 5 Для тренировки нужно посмотреть на число в центре таблицы и, не отрывая от него глаз, стараться увидеть цифры справа, сбоку, сверху и снизу. 5
- Заметки на полях. 2 Нужно читать книги, журналы и другие материалы с карандашом, подчёркивая главную мысль каждого текста и оставляя заметки на полях. 2 Этот приём помогает научиться структурировать текст и быстро понимать его смысл по нескольким строчкам. 2