Некоторые психологические приёмы, которые используются для распространения дезинформации:
- Социальная манипуляция. 4 Создаётся иллюзия, что если читатель образован и информирован, то он обязан поверить предложенным тезисам. 4
- Эффект фрейминга. 4 Форма подачи информации влияет на её восприятие. 4 Один и тот же факт в зависимости от формулировки, контекста и смысловых акцентов может быть воспринят как в негативном, так и в позитивном ключе. 4
- Фальсификация (подтасовка). 5 Передача заведомо ложной информации по существу рассматриваемого вопроса. 5 Сюда можно отнести лжесвидетельство, фальшивые заявления и опровержения, фабрикацию фактов, документов, ссылку на несуществующие источники и т. д.. 5
- Умолчание (сокрытие). 5 Передача неполной истинной информации, в результате чего жертва совершает ошибку. 5
- Создание несуществующей реальности. 5 При помощи мелких, но выразительных деталей вокруг жертвы создаётся область фальшивого пространства, который должен придать словам и действиям манипуляторов особую убедительность. 5
Чтобы противостоять распространению дезинформации, важно сохранять критическое мышление, проверять информацию в разных источниках и не попадать в информационный вакуум. 4