Некоторые психологические приёмы, которые используют аферисты для убеждения людей:
- Создание ощущения срочности. 15 Мошенники придумывают сценарии, требующие немедленных действий, например, утверждают, что банковский счёт находится под угрозой закрытия. 5 Эта тактика направлена на то, чтобы не дать жертве логически оценить ситуацию или обратиться за советом, подталкивая её к поспешным решениям. 5
- Апелляция к авторитету. 5 Мошенники часто выдают себя за руководителей, чиновников из государственных учреждений, банков или других авторитетных организаций. 5 Люди склонны подчиняться авторитетам, что снижает их бдительность. 4
- Эмоциональное давление. 1 Мошенники пугают собеседника, например, говорят ему, что его родственники в беде, или пытаются вызвать чувство вины. 1 Страх и вина подавляют способность логически мыслить и приводят к тому, что человек подчиняется аферистам. 1
- Иллюзия доверия. 1 Аферисты убеждают собеседников, что «так все делают» или что «ваши друзья уже зарегистрировались». 1 Люди часто копируют поведение других, особенно в ситуациях неопределённости. 4
- Комплименты и лестные отзывы. 1 Мошенники могут хвалить «проницательность» или упоминать некий «уникальный статус» своего собеседника, чтобы получить расположение. 1
- Манипуляция недостатком знаний. 1 Аферист может использовать сложную терминологию, чтобы подтвердить свою «экспертность». 1 Собеседник, который его не понимает, может почувствовать страх показаться некомпетентным. 1
- Ложная персонализация. 1 Аферисты обращаются к человеку по имени-отчеству, чтобы показать, что якобы многое о нём знают. 1
- Микрошаги к большой уступке (техника «нога в двери»). 1 Аферисты специально начинают с маленькой просьбы, например, просят назвать имя, а затем требуют большего. 1
Чтобы не стать жертвой мошенников, рекомендуется держать эмоции под контролем, не торопиться с решениями, проверять информацию через официальный источник и повышать финансовую и цифровую грамотность. 1