При выборе литературы для чтения в 4-м классе стоит учитывать следующие психологические особенности младших школьников:
- Действенное воображение. 1 После чтения ребёнок ещё долго живёт жизнью героев и нередко продолжает книгу в своём воображении. 1 Литературные персонажи воспринимаются как живые люди. 1
- Тонкое чувство слова. 1 Художественная деталь в тексте играет для ребёнка значительную роль. 1
- Способность чувствовать подтекст. 1 В произведениях подлинных художников есть как бы несколько «этажей». 1 Один читатель поднимается на первый, а другой сможет подняться и выше, особенно если его мысль подтолкнёт взрослый. 1
- Способность узнавать себя и других в прочитанной книге. 1 Это очень важное умение — думать о других, как о самом себе, сравнивать себя с другими. 1
- Склонность к заучиванию материала. 2 Дети не умеют ещё достаточно хорошо перерабатывать материал логически, поэтому заучивают текст дословно. 2
- Односторонний подход к оценке описываемых событий и явлений. 2 Младшим школьникам присуще размежевание доброго и злого, они проводят резкое разграничение «наши — не наши», «мы — они», «свои — не свои». 2
Также стоит учитывать, что к 4-му классу происходит деформация круга чтения: слабо выраженная потребность в «серьёзном» чтении, увлечение развлекательным чтением, отдаление от поэзии, низкая читательская самостоятельность. 3