Некоторые психологические особенности, которые необходимо учитывать при общении с пожилыми пациентами:
- Неуверенность в своих силах. 2 Пожилые люди часто чувствуют, что перестали справляться с привычными делами и новшествами, темпом жизни и сложными ситуациями. 2 Чтобы учесть эту особенность, нужно подробно объяснять шаги, спрашивать, получилось ли придерживаться рекомендаций, и поддерживать успех. 2
- Изменение восприятия времени. 2 Пожилой человек погружён в настоящее: воспоминания переносятся в текущее время, будущее сворачивается и тоже переносится в настоящее. 2 Любое, даже незначительное действие планируется тщательно и заранее. 2 Нужно давать пошаговую инструкцию, например составлять ежедневный план питания. 2
- Снижение способности воспринимать новое. 2 Из-за того, что основная часть жизни в восприятии пожилого человека уже позади, он не концентрируется на будущем и отстраняется от того, что может понадобиться там. 2 Нужно показывать новое как продолжение старого либо как его аналогию, объяснять простым понятным языком. 2
- Нехватка общения. 2 Друзей становится мало, возникает дефицит общения, который может привести к «болтливости» и некоторой навязчивости. 2 Нужно показывать понимание сути рассказа пациента и корректно сворачивать его речь с помощью закрытых вопросов и резюмирующего парафраза. 2
- Замыкание интересов на себе. 2 С возрастом развивается эгоцентричность, повышенное внимание к своему телу. 2 Одним из следствий этого является повышенная обидчивость — ведь окружающие, по мнению пожилого человека, не проявляют к нему достаточного внимания. 2 Нужно проявлять внимание, применять активное слушание, использовать парафраз. 2
Также при общении с пожилыми людьми важно учитывать, что они легко устают от разговоров и предпочитают ограничить неважные для них контакты. 45