При развитии наблюдательности у младших школьников необходимо учитывать следующие психологические особенности:
- Аналитический характер восприятия и внимания. 1 Ребёнок не просто фиксирует внешний мир, для восприятия ему необходимы интеллектуальные действия. 1 Он анализирует объект, сравнивает, оценивает, находит общее с другими. 1
- Любознательность. 2 Это важное качество, которое способствует развитию наблюдательности. 2 Наблюдательность невозможно развить без организации интереса к природе и наблюдаемым объектам. 2
- Сообразительность. 2 Она проявляется в быстрой постановке и в таком же быстром практическом решении умственной задачи. 2
- Восприимчивость к внешним проявлениям окружающего мира. 2
- Способность к планированию. 1 Младший школьник может сам планировать свою деятельность, при этом он словесно проговаривает то, что должен и в какой последовательности будет исполнять ту или иную работу. 1
- Особенности восприятия. 3 Младшие школьники сравнительно легко выделяют части предмета и несколько затруднены в выделении его свойств. 3
Также на наблюдательность детей может неблагоприятно влиять ряд факторов, среди которых недостаточное усваивание многих доступных ребёнку впечатлений, неустойчивое внимание, лёгкая отвлекаемость, неуменье установить между отдельными переживаниями пространственную, временную и логическую связь. 4