Некоторые психологические особенности, которые формируются у детей в зависимости от их сиблинговой позиции (порядка рождения в семье): 15
- Единственный ребёнок. 15 К сильным сторонам развития относят высокий уровень интеллектуального развития, к слабым — отсутствие опыта взаимодействия со сверстниками в близком семейном контексте, опыта общения равных, опыта сотрудничества, определённая степень эмоционально-личностного эгоцентризма. 1 Единственный ребёнок часто тесно привязан к родителям на протяжении всей своей жизни и испытывает больше трудностей в обретении независимости. 3
- Старший ребёнок. 1 Такая позиция приводит к стремлению брать на себя роль опекуна. 1 Старшие дети чаще других любят соблюдать порядок, чтят традиции, стараются оправдать ожидания родителей и достигать всё новых результатов на пути к успеху. 3
- Младший ребёнок. 1 Проявляет наибольшую компетентность в кооперации со сверстниками, сотрудничестве и налаживании отношений, у него много друзей, в группе сверстников он считается наиболее популярным. 1 Младшие дети могут быть более свободолюбивыми и творческими, так как их родители, взяв на себя большую часть забот, позволяют им более свободно проявлять себя. 2
- Средний ребёнок. 5 Темп развития среднего оказывается более высоким, чем у первенца. 5 В результате средний ребёнок вырастает сопереживающим и честолюбивым, испытывающим стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или старшей сестры. 5
Сиблинговые отношения могут быть источником как положительного, так и отрицательного влияния на формирование личности. 2 Для гармоничного развития личности важно, чтобы сиблинговые отношения были основаны на уважении, поддержке и сотрудничестве. 2