Некоторые психологические основы педагогической деятельности, которые рассматривает Л. М. Митина:
- Педагогическая направленность. www.voppsy.ru Выделяют три её составляющие: направленность на ребёнка (забота о максимальной самоактуализации его индивидуальности), направленность на себя (потребность в профессиональном самосовершенствовании) и направленность на более глубокое овладение учебным предметом, который преподает учитель. www.voppsy.ru
- Педагогическая компетентность. www.voppsy.ru repo.ssau.ru Включает знания, умения, навыки, а также способы и приёмы их реализации в деятельности, общении, развитии, самореализации. repo.ssau.ru Особое место занимает конфликтная компетентность — уровень развития осведомлённости о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умений их реализовать в конкретной жизненной ситуации. repo.ssau.ru
- Эмоциональная гибкость. www.voppsy.ru Понимается как оптимальное сочетание эмоциональной экспрессивности, отзывчивости и эмоциональной устойчивости учителя. www.voppsy.ru
- Профессиональное самосознание. www.voppsy.ru Осознание учителем системы ценностей и мотивов, которые необходимо реализовать в своей деятельности, поведении, общении. kartaslov.ru
Также Л. М. Митина выделяет две основные модели труда учителя: модель адаптивного поведения и модель профессионального развития. www.voppsy.ru Для первой модели характерно приспособительное поведение, пассивность, конформность, стратегия «экономии сил», основанная преимущественно на использовании наработанных алгоритмов, превращающихся в штампы и стереотипы. www.voppsy.ru Вторая модель характеризуется способностью учителя выйти за пределы непрерывного потока повседневной педагогической практики и увидеть свой профессиональный труд в целом. www.voppsy.ru Это даёт возможность самостоятельно и конструктивно разрешать трудности и противоречия, оптимально использовать свои потенциальные возможности, творчески осмысливать прошлый опыт, искать и находить новые пути совершенствования педагогического процесса. www.voppsy.ru