Некоторые психологические механизмы, влияющие на восприятие новизны в межличностных отношениях:
- Эффект первичности и новизны. 23 Этот эффект подчёркивает важность порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нём. 3 Ранее предъявленная информация рассматривается как «первичная», а поздно предъявленная — как «новая». 23
- Стереотипизация. 23 Это тенденция строить заключения о человеке по сходству с предшествующим опытом взаимодействия с ним, не смущаясь ограниченности этого опыта. 3
- Эффект ореола. 24 Заключается в тенденции переносить предварительно полученную благоприятную или неблагоприятную информацию о каком-либо человеке на реальное его восприятие. 24
- Межличностная аттракция. 34 Это процесс образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, который включён в межличностное восприятие и играет в нём роль эмоционального регулятора. 3
- Рефлексия. 5 Это способность человека представить, как он воспринимается партнёром по общению. 5
Также на восприятие новизны в межличностных отношениях может влиять эффект установки, который возникает при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. 3