Некоторые психологические критерии, которые следует учитывать при выборе игрушек для детей дошкольного возраста:
- Привлекательность. 12 Игрушка должна соответствовать интересам и смыслам ребёнка, чтобы вызывать желание действовать с ней и обеспечивать мотивационную составляющую игровой деятельности. 2
- Сенсорная привлекательность. 12 Важно обращать внимание на внешние физические качества игрушки: цветовую гамму, звучание, сложность формы, выразительность образа. 12
- Осмысленность игрового действия. 1 Игрушка должна быть такой, чтобы у ребёнка была возможность действовать с ней, при этом игровое действие должно быть понятным. 1
- Ориентиры для действий. 12 Игрушка должна подсказывать, что и как с ней делать, и направлять на осуществление заложенных в ней возможностей. 1 При этом наличие ориентиров не должно препятствовать инициативным действиям ребёнка. 1
- Возможность творческой активности. 1 Игрушка должна открывать возможность для творческой, осмысленной активности самого ребёнка, быть открытой для разнообразных действий, гибкой и простой. 15
- Психологическая безопасность. 45 Игрушка не должна провоцировать ребёнка на агрессию и жестокость, вызывать страх и тревогу, унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства. 5
- Дидактические свойства. 3 Игрушка может обладать возможностями обучения ребёнка конструированию, ознакомления с цветом, формой, иметь механизмы программированного контроля. 3
- Возможность применения группой детей. 3 Игрушка может быть пригодна к использованию несколькими детьми, в том числе с участием взрослого как играющего партнёра. 3
- Высокий художественно-эстетический уровень. 3 Игрушка может принадлежать к изделиям художественных промыслов, что обеспечивает приобщение ребёнка к миру искусства и народному творчеству. 3