Некоторые психологические аспекты, которые влияют на восприятие благодарностей в деловой коммуникации:
- Устойчивые стереотипы и модели речевого поведения. 1 На восприятие оценочных высказываний, к которым относится и благодарность, влияют сложившиеся культурные традиции и стереотипы. 1
- Эффект ореола. 4 Проявляется в приписывании человеку, о котором сложилось благоприятное мнение, положительных оценок и качеств, которые на данный момент не зафиксированы. 4 И наоборот, если общее впечатление отрицательно, то даже хорошие поступки будут истолкованы как негативные. 4
- Принцип взаимности. 5 Люди склонны отвечать добром на добро. 5 Поэтому благодарность может восприниматься как признание заслуг и повышение ценности сотрудника. 2
Также на восприятие благодарностей влияют механизмы познания человека, например эмпатия, идентификация и рефлексия. 4 Они позволяют проникать во внутреннее состояние, мотивы, намерения, чувства и ценностные ориентации другого человека. 4