Некоторые положительные аспекты развития личности под воздействием школьного коллектива:
- Формирование социально ценных качеств. 2 Коллективная деятельность способствует развитию гражданственности, гуманизма, инициативности, ответственности и социальной справедливости. 2
- Самовыражение и самоутверждение. 2 Проявляя социальную активность, ученик воспринимает коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. 2
- Эмоциональное развитие. 1 Коллективная деятельность способствует эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия. 1
- Формирование самооценки. 34 Коллективное мнение помогает благожелательно оценивать личность в соответствии с её качествами. 3
- Преодоление недостатков в поведении. 3 Товарищеская критика и самокритика помогают сформировать у учащихся высокие моральные качества. 3
Некоторые отрицательные аспекты развития личности под воздействием школьного коллектива:
- Конформность и безынициативность. 1 В случае неадекватного участия в делах коллектива у учащегося может проявляться безотчётное следование за ним или равнодушное отношение к нему. 1
- Подавление индивидуальности. 1 Идеологический постулат о подчинении личности интересам общества может привести к таким последствиям. 1
- Плохие отношения в коллективе. 5 Отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания личности. 5
- Психологические травмы и падение успеваемости. 5 У детей-изгоев часто развиваются психологические травмы и падает успеваемость. 5