Некоторые особенности речи и мышления, которые характерны для детей разных возрастных групп:
Речь:
- Преддошкольный этап (от одного года до 3 лет). 1 У ребёнка появляется особое внимание к артикуляции окружающих, он охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. 1 Первые слова носят обобщённо-смысловой характер: одним и тем же словом или звукосочетанием ребёнок может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. 1 С полутора лет слово приобретает обобщённый характер, появляется возможность понимать словесное объяснение взрослого, усваивать знания, накапливать новые слова. 1
- Дошкольный этап (от 3 до 7 лет). 1 У большинства детей ещё отмечается неправильное звукопроизношение. 1 Формируется фонематическое восприятие, продолжается быстрое увеличение словарного запаса, параллельно развивается грамматический строй речи. 1 Дети овладевают связной речью, к 3 годам у них оказываются сформированными все основные грамматические категории. 1
- Школьный этап (от 7 до 17 лет). 1 Главная особенность развития речи у детей на данном этапе — это её сознательное усвоение. 1 Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. 1
Мышление:
- Дошкольный возраст. 5 Для дошкольного возраста характерно наглядно-образное мышление. 5 Сознание ребёнка занято восприятием конкретных предметов или явлений, а поскольку навыки анализа ещё не сформированы, то он не может выделить их существенных признаков. 5
- Ближе к школьному возрасту. 1 Формируется способность к внутренней речи — дети уже не проговаривают вслух, а продумывают последовательность своих действий, то есть начинают мыслить не при помощи наглядных образов, а при помощи слов, что является основой для формирования понятий. 1