Некоторые особенности развития ребёнка, выделяемые культурно-исторической психологией Л. С. Выготского:
- Целостность процесса развития, единство разных сторон и линий развития. 3
- Общая неравномерность развития, то есть изменение его скорости или темпа. 3
- Гетерохронность и диспропорциональность развития разных линий. 3
- Структурные изменения, которые связаны с дифференциацией прежних структур и с разной скоростью развития частей целого. 3
- Усвоение ребёнком культурно выработанных средств, которые организуют и нормируют весь процесс детского развития. 3
- Сотрудничество с другими людьми как главный источник развития личности ребёнка. 5
- Диалогичность сознания, важнейшая черта, где сознание развивается через диалог: диалог ребёнка со взрослым либо диалог взрослого со взрослым. 5
- Понятие «зона ближайшего развития» — это то пространство действий, которые ребёнок пока не может выполнить сам, но может осуществить вместе со взрослыми и благодаря им. 5
- Представление о развитии не как о ровно-постепенном, а как о стадиальном, ступенчатом процессе, где периоды ровного накопления новых возможностей сменяются этапами кризиса. 5