Для трёхлетнего ребёнка характерны следующие особенности развития и поведения:
Сознание ребёнка меняется, и он начинает воспринимать себя как самостоятельную личность. 1 У малыша возникает желание самостоятельно управлять своей жизнью. 1 Это может стать причиной неуравновешенного поведения, протестов, упрямства, истерик и даже вспышек агрессии. 1
Ребёнок любознателен и активен. 1 Он всё чаще задаёт вопросы «почему?» и «зачем?», ему интересно абсолютно всё. 1
Дети этого возраста становятся более восприимчивыми к критике, порицаниям и сравнениям с другими. 1 Для них очень важна поддержка и оценка их деятельности, это оказывает влияние на дальнейшее формирование самооценки. 1
Ребёнок уже понимает, когда поступает правильно и неправильно. 2 Старается вести себя хорошо, чтобы получить похвалу. 2
Появляются первые зародыши самооценки — как правило, малыш оценивает себя положительно. 2
Ребёнок понимает, что его действия влияют на поступки взрослых, и быстро осваивает способы добиваться своего. 2
В общении ребёнок легко контактирует с детьми, иногда может заговорить с доброжелательным незнакомцем. 2 Он привязан к близким людям и переживает, когда их долго нет рядом. 2
Малыш уже усвоил алгоритмы действий во время еды, манипуляций с одеждой и гигиенических процедур. 2 Он знает, что прежде чем мыть руки, нужно закатать рукава, повернуть кран с водой, намылить руки, потом смыть мыло и вытереть руки. 2