При диагностике детей младшего дошкольного возраста учитываются следующие особенности психических процессов:
- Контакт. 1 Важно, как быстро ребёнок входит в контакт со взрослым. 1
- Интерес. 1 Обращают внимание на проявление интереса к играм и игрушкам, а также на исследование окружающих предметов. 1
- Аффективный компонент продуктивности. 1 Оценивают, какие эмоции преобладают у ребёнка: положительные или отрицательные, а также адекватность проявления эмоций и степень их выраженности (низкая, средняя, высокая). 1
- Активность. 1 Фиксируют интенсивность психической и двигательной деятельности, которая проявляется в процессе игры, и уровень активности (низкий, средний, высокий). 1
- Внимание. 1 Оценивают устойчивость (способность сосредоточиваться на чём-либо), переключаемость (способность переходить от одной деятельности к другой по требованию), а также объём и поле внимания (способность действовать двумя и более предметами). 1
- Познавательная деятельность. 24 Фиксируют понимание инструкции, быстроту и точность выполнения, адекватность действий, заинтересованность, принятие помощи, установку на результат, обучаемость, реакцию на успех. 2
Для диагностики используют различные методы: беседу, наблюдение за игровой деятельностью ребёнка, тестирование с помощью определённого набора диагностического материала. 1 Выбор методов и последовательность их применения зависят от возраста, уровня развития и индивидуальных особенностей обследуемого ребёнка. 1