Некоторые основные психологические задачи, которые решает младший школьник в процессе обучения:
- Формирование произвольности. 1 Ребёнок учится управлять своими психическими процессами и поведением в целом, сознательно ставить цели и искать средства их достижения, преодолевая трудности и препятствия. 1
- Развитие внутреннего плана действий. 12 Необходимость контроля и самоконтроля, требования словесных отчётов и оценок формируют у младших школьников способность планировать и выполнять действия про себя. 12
- Формирование рефлексии. 12 Ребёнок учится рассматривать и оценивать собственные мысли и действия, анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности. 12
- Развитие внимания. 3 В процессе обучения внимание углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения. 3
- Развитие воли. 4 Учебная деятельность способствует развитию воли, так как учение всегда требует внутренней дисциплины. 4 У ребёнка начинает развиваться способность к самоорганизации, он осваивает приёмы планирования, повышаются самоконтроль и самооценка. 4
- Формирование отношения к учебной деятельности. 2 Сначала у первоклассника формируется интерес к самому процессу учебной деятельности, затем — к результату своего труда. 2 После этого появляется интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания. 2
- Усвоение моральных норм и правил поведения. 35 В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. 35