Некоторые основные психические процессы, которые развиваются у детей дошкольного возраста:
- Восприятие. 45 Дети рассматривают предметы и наблюдают за ними, чтобы проанализировать полученную информацию. 4 Они умеют описывать предмет по форме и размеру, знают основные цвета и их оттенки, успешно усваивают систему сенсорных признаков. 4
- Память. 4 В три года у ребёнка память непроизвольна, он запоминает только то, что вызвало у него эмоции. 4 К четырём-пяти годам у дошкольника начинает формироваться произвольная память — сознательное запоминание, например, элементов и правил игры. 4
- Мышление. 4 Для дошкольников характерен постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению и развитие начальных форм рассуждений и логического мышления. 4 В 4 года мышление основано на предметных действиях, в 5 лет мышление предвосхищает действие, в 6–7 лет — действие переносится на схожие ситуации. 4
- Воображение. 15 Воображение в дошкольном возрасте приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию. 5 Ребёнок осваивает приёмы и средства создания образов, воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов. 5
- Внимание. 25 Внимание дошкольника вызывается внешне привлекательными предметами. 5 Сосредоточенным внимание остаётся до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, людям, событиям. 5 В процессе игры, обучения, общения у дошкольника начинает формироваться произвольное внимание. 5
- Речь. 15 Овладение речью позволяет ребёнку управлять своим поведением, думать, фантазировать, строить воображаемую ситуацию, осознавать свои действия. 2 Чем лучше развита речь у ребёнка, тем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание. 5