Некоторые принципы педагогической психологии, которые лежат в основе концепции Л. С. Выготского:
- Принцип развития высших психических функций. 1 Согласно ему, высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребёнка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь потом они становятся индивидуальными функциями и способностями самого ребёнка. 1
- Принцип зоны ближайшего развития. 14 Это «расстояние» между уровнем актуального развития (задачами, которые ребёнок может выполнить самостоятельно) и возможного развития (задачами, для выполнения которых потребуется помощь взрослых или товарищей). 4
- Принцип опережающего обучения. 1 Обучение должно опережать развитие, а не догонять его. 4 Задача обучения по Выготскому — помочь ребёнку достигнуть высшей ступени интеллектуальных возможностей. 4
- Принцип сотрудничества. 4 Знания конструируются, а не просто передаются ученикам, и происходит этот процесс в социальном взаимодействии с учителем или соучениками. 4
- Принцип активной роли воспитателя. 2 Воспитатель должен быть лишь наблюдателем, корректно направлять и регулировать самостоятельную деятельность ребёнка в нужные моменты. 2
- Принцип самовоспитывания. 2 Ребёнок должен самовоспитываться, а воспитатель — способствовать этому, правильно организуя процесс воспитания. 2