Некоторые принципы, лежащие в основе когнитивных теорий развития, сформулированные, например, в концепции Жана Пиаже:
- Ассимиляция. 34 Интеграция новых знаний в уже сформировавшуюся картинку мира. 4 Если новая информация соответствует имеющимся структурам, она усваивается. 23
- Аккомодация. 34 Изменение готовых схем действий для объединения нового опыта с уже имеющимися знаниями и приспособление к окружающей действительности. 4
- Эгоцентризм детского мышления. 3 Особая познавательная позиция, когда объекты и явления окружающего мира рассматриваются с собственной точки зрения. 3
- Стадии развития интеллекта. 4 Выделены четыре стадии: сенсомоторная (0–2 года), дооперациональная (2–7 лет), стадия конкретных операций (7–11 лет), стадия формальных операций (12–15 лет). 4
- Динамичность интеллекта. 4 Интеллект адаптируется под внешние условия. 4
- Реорганизация мысленных процессов. 4 Интеллект развивается не только через адаптацию, но и через усложнение мысленных процессов с возрастом. 4