Некоторые основные ошибки мышления, характерные для детей на разных стадиях когнитивного развития:
- Дооперациональная стадия (2–6 лет). 3 Дети неспособны удерживать внимание на более чем одном аспекте ситуации или характеристике, их логика основана на личном опыте, а не общепринятых правилах и законах. 3 Например, в возрасте 3–4 лет дети не понимают понятие о сохранении вещества: если перелить воду из низкого и широкого стакана в высокий и узкий, воды в нём будет столько же. 3
- Стадия конкретных операций (7–11 лет). 5 В мышлении ребёнка появляется определённая логика и последовательность, но оно остаётся недостаточно гибким: ребёнок ещё не может продумать сразу несколько путей решения проблемы, не понимает абстрактных понятий и гипотетических предположений. 5
- Стадия формальных операций (после 12 лет). 5 Ребёнок постепенно приобретает гибкость мышления, всё меньше путается в причинах и следствиях происходящих явлений, начинает думать логично, связно и последовательно. 5 Появляется способность мыслить абстрактно и гипотетически, рассматривая существующую действительность как лишь один из вариантов того, что могло бы быть в теории. 5