Некоторые факторы, влияющие на эффективность речевого воздействия:
- Форма и композиция сообщения. elar.uspu.ru Эффективная форма включает фонетико-просодическое оформление, сочетание логических и эмоциональных компонентов, последовательное расположение тезисов и аргументов. elar.uspu.ru
- Наглядность и доступность информации. elar.uspu.ru Лексическая и грамматическая упрощённость текста, использование жестов, иллюстраций, знаков. elar.uspu.ru
- Объём сообщения. elar.uspu.ru Он должен быть оптимальным для восприятия. elar.uspu.ru
- Соблюдение коммуникативных и языковых норм. elar.uspu.ru
- Содержание информации. elar.uspu.ru Степень важности и значимости, соответствие интересам и потребностям адресата, уровень аргументированности и логичности. elar.uspu.ru
- Частота и скорость подачи информации. elar.uspu.ru Многократное повторение в разных источниках и в разной интерпретации способствует усвоению и закреплению информации. elar.uspu.ru
- Внешний вид и поведение говорящего. intercomlunn.ucoz.ru Сюда относятся, например, взгляд, физическое поведение во время речи (движение, жесты, позы), стиль общения (дружелюбие, искренность, эмоциональность, немонотонность, воодушевление). elar.uspu.ru intercomlunn.ucoz.ru
- Социальный статус собеседников. elar.uspu.ru Например, волевое, интеллектуальное, характерологическое превосходство, авторитетность. elar.uspu.ru
- Отношения между говорящим и слушающим. elar.uspu.ru Это может быть доверие и недоверие, зависимость, подчинение, превосходство, равноправное сотрудничество и т. д.. elar.uspu.ru
- Согласованность информации с основными установками и мотивацией адресата. elar.uspu.ru
- Психические склонности и состояния адресата. elar.uspu.ru К ним относятся, например, внушаемость, повышенная тревожность, неуверенность в себе, чрезмерная доверчивость, впечатлительность, стресс, заболевание, утомление, депрессия и другие особенности. elar.uspu.ru
Эффективность речевого воздействия также зависит от жизненного и социального опыта, интеллектуального и культурного развития, уровня владения языковым кодом, психо-эмоционального состояния обоих коммуникантов и ситуации общения. cyberleninka.ru