Некоторые факторы, влияющие на эффективность речевого воздействия:
- Форма и композиция сообщения. 1 Эффективная форма включает фонетико-просодическое оформление, сочетание логических и эмоциональных компонентов, последовательное расположение тезисов и аргументов. 1
- Наглядность и доступность информации. 1 Лексическая и грамматическая упрощённость текста, использование жестов, иллюстраций, знаков. 1
- Объём сообщения. 1 Он должен быть оптимальным для восприятия. 1
- Соблюдение коммуникативных и языковых норм. 1
- Содержание информации. 1 Степень важности и значимости, соответствие интересам и потребностям адресата, уровень аргументированности и логичности. 1
- Частота и скорость подачи информации. 1 Многократное повторение в разных источниках и в разной интерпретации способствует усвоению и закреплению информации. 1
- Внешний вид и поведение говорящего. 3 Сюда относятся, например, взгляд, физическое поведение во время речи (движение, жесты, позы), стиль общения (дружелюбие, искренность, эмоциональность, немонотонность, воодушевление). 13
- Социальный статус собеседников. 1 Например, волевое, интеллектуальное, характерологическое превосходство, авторитетность. 1
- Отношения между говорящим и слушающим. 1 Это может быть доверие и недоверие, зависимость, подчинение, превосходство, равноправное сотрудничество и т. д.. 1
- Согласованность информации с основными установками и мотивацией адресата. 1
- Психические склонности и состояния адресата. 1 К ним относятся, например, внушаемость, повышенная тревожность, неуверенность в себе, чрезмерная доверчивость, впечатлительность, стресс, заболевание, утомление, депрессия и другие особенности. 1
Эффективность речевого воздействия также зависит от жизненного и социального опыта, интеллектуального и культурного развития, уровня владения языковым кодом, психо-эмоционального состояния обоих коммуникантов и ситуации общения. 2