Некоторые этапы формирования психологического климата во временном детском коллективе:
- «Номинальная группа» (1–3 дня). 1 Общее у ребят — номер отряда и вожатые. 1 Общественного мнения пока нет, но складываются предпосылки для его формирования. 1 Характерно прямое влияние вожатого. 1
- «Диффузная группа» (5–7 дней). 1 Взаимоотношения в отряде обусловлены эмоциональными моментами («нравится — не нравится»). 1 Суждения и оценки ещё не определены опытом совместной деятельности. 1 Появление «лидеров» мешает возможности влияния вожатого на общественное мнение отряда. 1
- Коллектив (8–9 дней). 1 Общественное мнение определяется общей целью и совместной деятельностью. 1 Эмоциональные отношения влияют на общественное мнение, но не являются ведущим. 1
- Заключительные 5–6 дней. 1 Отношения становятся тёплыми и тесными. 1 Общественное мнение охватывает все стороны жизни коллектива. 1
В процессе формирования психологического климата педагог (вожатый) использует различные методы и формы работы, а также психолого-педагогические технологии. 3 Это индивидуальные, групповые и коллективные беседы с детьми, искусственное создание ситуаций успеха/неуспеха, работа по профилактике или устранению конфликтных ситуаций и другие. 3