Нет однозначного мнения о том, какие методы наиболее эффективны для формирования общественного поведения у подростков. Несколько подходов, которые используются в педагогике для развития такого поведения:
- Приучение. 14 Организация регулярного выполнения действий с целью их превращения в привычные формы поведения. 1 Метод эффективен на ранних этапах развития. 1
- Упражнение. 14 Многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения. 1 Чтобы упражнение принесло воспитательный эффект, оно должно выполняться систематически, быть доступным и посильным, мотивированным к выполнению. 4
- Поручение. 14 Метод воспитания, который развивает необходимые качества и приучает к положительным поступкам. 1 Поручение должно отвечать возможностям воспитанников, чтобы не развить их неуверенность в себя и отказ от выполнения положительных действий. 4
- Педагогическое требование. 14 Предъявление к выполнению определённых норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах. 1 Требование может выражаться как совокупность норм общественного поведения, как реальная задача, как конкретное указание о выполнении какого-либо действия. 1
- Создание воспитывающих ситуаций. 1 Это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, которые может специально организовать педагог. 1 Их функция — создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности. 1
- Игровой подход. 2 Организация воспитывающей деятельности в условных ситуациях. 2 В игре нет прямого воспитывающего воздействия, но есть имитационная модель реальности, направленная на воссоздание и усвоение социального опыта. 2
Также для формирования общественного поведения у подростков могут использоваться мероприятия в режиме активного обучения: групповые дискуссии, фокус-группы, тренинги и другие. 2