Некоторые методы, которые могут помочь в формировании адекватной самооценки у школьников:
- «Волшебная линеечка». 2 На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. 2 При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше. 2
- «Лесенка». 25 Ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: нижняя ступенька — не понял, вторая ступенька — требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька — ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно. 2
- «Цветная оценка». 2 Внизу страницы ученики рисуют два круга. 2 Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. 2 Значение цвета обговаривается заранее. 2 Например, жёлтый — всё получилось, зелёный — есть недочёты, но старался, красный — получилось плохо, не доволен работой, синий — не могу оценить. 2 Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя. 2
- «Сравнение с эталоном». 2 Учащиеся проверяют свою работу по образцу. 2
- «Светофор». 2 Оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный — я умею сам, жёлтый — я умею, но не уверен, зелёный — нужна помощь. 2
- «Весы успеха». 2 На ватмане изображены весы. 2 Учащимся раздаются жетоны разного цвета. 2 Зелёные жетоны означают — успешно работал на уроке, жёлтые — работал, но мог бы лучше. 2
- «Копилка хороших ответов». 2 На столе у учителя стоит коробка в виде копилки, учащиеся кидают в неё жетончики, если считают, что дали правильный ответ. 2 В конце урока жетоны подсчитываются, и учащийся определяет, какую оценку он бы себе поставил. 2
- «Незаконченное предложение». 2 Учащимся необходимо выбрать близкое его состоянию начало и продолжить высказывание. 2
Также формированию адекватной самооценки помогает использование ситуаций успеха в процессе учебной деятельности. 13 Уверенность школьников в собственных силах укрепляется под воздействием эмоциональной связи с учителем, выражающейся в похвале и поддержке. 3