Для преодоления нежелания задавать вопросы в психотерапии могут использоваться следующие методы:
- Активное слушание. ippss.ru Психолог внимательно слушает клиента, старается понять его проблему и даёт обратную связь. ippss.ru Это стимулирует клиента продолжить рассказ и направляет ход беседы. ippss.ru
- Безмолвное слушание. ippss.ru Психолог слушает клиента, старается понять его историю, но даёт минимум обратной связи. ippss.ru В основном работает паузами, что побуждает клиента к осмыслению сказанного и продолжению монолога. ippss.ru
- Информационная обратная связь. ippss.ru Психолог обобщает, перефразирует и повторяет слова клиента. ippss.ru Это помогает специалисту убедиться в том, что он правильно понял рассказ, а клиенту — в том, что его услышали и поняли. ippss.ru
- Закрытые вопросы. ippss.ru Психолог задаёт вопрос, который предполагает ответ «Да» или «Нет». ippss.ru Если клиент не хочет или не может ответить на открытый вопрос, то нужно переходить к закрытым. ippss.ru
- Альтернативные вопросы. ippss.ru Психолог предлагает клиенту выбрать из двух или более вариантов. ippss.ru Это наводящий вопрос, который помогает человеку разобраться в себе, а психологу — разговорить клиента. ippss.ru
- Мягкое интервью. ippss.ru Вместо вопросов психолог использует невопросительные формулировки. ippss.ru Например: «Расскажите о…», «Поделитесь, пожалуйста, вашими чувствами в этой ситуации», «Давайте поговорим о…», «Я хотел бы узнать больше о…». ippss.ru
Выбор методов психотерапии зависит от индивидуальных особенностей клиента, типа психологических проблем и опыта терапевта. dnk.clinic