Некоторые методы, которые используются для выявления лидеров в детских группах:
- Наблюдение. 35 Можно обратить внимание на такие признаки, как инициатива, коммуникативность, способность к организации и харизма. 4 Например, если к группе обратиться с вопросом или предложением, требующим однозначного ответа, то первым ответит лидер. 3
- Игры. 12 Некоторые из них:
- «Напишите зверя». 1 Каждый участник пишет на бумажке название животного, никому его не показывая. 12 После этого все по очереди зачитывают написанные названия, а затем, не общаясь друг с другом, ещё раз пишут название животного. 12
- «Положи руку». 12 Участникам предлагают положить правую ладонь на плечо тому человеку в команде, который им симпатичен, а левую — тому, кого они бы хотели видеть командиром. 12 Ведущий определяет лидеров подсчётом рук. 12
- «Индикатор». 12 Участникам предлагают выполнить четыре типа движений: руки вверх, присесть, сойтись в центр, разойтись по стенам. 12 Задача — чтобы максимальное число людей сделало одно и то же. 12
- «Семейная фотография». 1 Участники представляют, что все они — большая семья, и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. 1 Необходимо выбрать «фотографа», который расположит всю семью для фотографирования. 1
- «Кто быстрее». 12 Участники делятся на команды и выполняют задания быстро и чётко. 1 Обычно после начала выполнения задания выявляются лидеры в каждой группе. 1
- Тесты. 3 Например, можно предложить участникам составить изображение человека из 10 геометрических фигур. 3 Лидерские качества обнаруживает тот, у кого на изображении человека помещено наибольшее количество квадратов. 3
- Социометрия. 5 В ходе беседы с детьми предполагаемые лидеры получают определённое количество положительных и отрицательных выборов со стороны сверстников. 5 Сумма полученных выборов позволяет выявить положение ребёнка в группе (социометрический статус). 5