Для оценки и коррекции проблемного поведения используют разные методы, среди них:
Для оценки:
- Функциональная оценка/анализ поведения (ФОП). 4 Метод выявления основных причин проблемного поведения, а также установления взаимосвязей между проблемным поведением и событиями, влияющими на него. 4
- Наблюдение с фиксацией эпизодов проблемного поведения. 1 Во время наблюдения фиксируют, что предшествовало появлению проблемного поведения, сам эпизод и то, что последовало за ним. 1
- Сбор информации. 4 Это может быть анализ результатов структурированного собеседования, листов сбора данных, рейтинговых шкал навыков или опросников. 4
Для коррекции:
- Проактивные методы. 3 Манипуляции факторами в окружающей среде, с помощью которых понижается вероятность возникновения проблематичного поведения. 3 Некоторые из них:
- Установление руководящего контроля. 3 Функция: избегание требований или взаимодействия с педагогом. 3
- Формирование важных навыков коммуникации. 3 У многих детей с РАС и другими нарушениями развития проблемы в поведении возникают именно потому, что не сформированы навыки функциональной коммуникации. 3
- Изменение контекста. 3 Обычно применяется для функции привлечения внимания. 3
- Метод высоковероятностной серии. 3 Ребенку сначала дают несколько (2–5) простых инструкций, которые тот легко выполняет, а затем сразу дают сложное целевое задание. 3
- Необусловленное подкрепление. 3 В этой процедуре подкрепление появляется по определённому графику, вне зависимости от проблемного поведения. 3
- Реактивные методы. 3 Выбор стратегии, которая понизит частоту возникновения поведения в будущем. 3 Некоторые из них:
- Гашение. 3 Поведение снижается за счёт убранного подкрепления. 3
- Наказание. 3 Используется крайне редко. 3
Выбор подходящих приёмов основывается на функции поведения. 3