Для формирования нравственного сознания у детей используют разные методы, среди них:
- Беседы. 1 Помогают уточнить моральный смысл поступков, правильно их оценить, переосмыслить знакомые правила, найти решение, как себя вести в конкретной ситуации. 1
- Чтение художественной литературы. 1 Сопереживание героям литературных произведений в воображаемых ситуациях позволяет ребёнку активно пережить событие и поступки, в которых он сам непосредственно участия не принимал. 1
- Упражнения. 1 Направлены на знакомство детей с социально приемлемыми формами нравственного поведения или демонстрацию последствий нежелательных проявлений. 1
- Игры-инсценировки. 1 Могут быть включены в содержание этических бесед, но могут использоваться и как самостоятельный методический приём. 1
- Наглядные методы. 2 Включают демонстрацию натуральных объектов, использование изобразительных пособий и видеометоды. 2
- Словесный метод. 2 Источником знания в этом случае является устное или печатное слово. 2
- Художественное слово. 2 Через этот приём дети учатся находить мораль произведения, сопереживать героям, анализировать их поступки с точки зрения нравственности. 2
- Общественно полезная деятельность. 4 Метод формирования ценных мотивов и способов общественного поведения. 4
С точки зрения эффективности нравственного воспитания важно использовать целый комплекс методов, так как единственного универсального метода не существует. 3