Некоторые методы, которые используются для анализа социально-психологической структуры коллектива:
- Опрос. 1 Проводится в формах интервьюирования (беседы) и анкетирования. 1
- Графический метод. 1 Графическое изображение взаимосвязей в коллективе представлено социограммой. 1 Анализ социограммы даёт возможность получить количественную оценку сплочённости в коллективе, оценить статус каждого члена коллектива, выявить неформального лидера. 1
- Социометрический тест Дж. Морено. 2 Исследует межличностные эмоциональные связи: определяет взаимные симпатии и антипатии, степень сплочённости и разобщённости в группе, статусную структуру группы (авторитетность, неформальное лидерство). 2
- Методика социально-психологического развития коллектива. 2 Ориентирована на исследование поведения человека в деятельности и отношений в коллективе. 2 Вопросы затрагивают такие характеристики, как коллективизм, контактность, открытость, ответственность, организованность и информированность. 2
- Шкала-опросник Ф. Фидлера — Ю. Ханина. 2 Представлена в виде семантического дифференциала: пара слов (антонимов), описывающих атмосферу в группе. 2 Чем ближе к краям респондент отмечает данное качество, тем выраженнее оно в данном коллективе. 2
- Экспресс-методика О. С. Михалюк и А. Ю. Шалыто. 2 Выявляет 3 компонента социально-психологического климата: эмоциональный (критерий привлекательности деятельности и людей), поведенческий (желание работать и желание общаться) и когнитивный (осведомлённость особенностей членов коллектива). 2